|
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТЫРЕХЧАСТНОГО ПРИНЦИПА Четырехчастный принцип неизбежно вытекает из существования троицы. Вспомним, троица - в высшем смысле объединение трех начал: Бытия, Анализа и Синтеза. Трех принципов: Существования, Разделения и Слияния. Графически это можно представить в виде равностороннего треугольника, где вершина, направленная вверх символизирует Бытие, а две вершины основания - суть Анализ и Синтез. ![]() В четырехчастной модели Жизнь окажется наверху, поскольку является ведущим принципом и для Анализа, и для Синтеза, и для Массы. Представить его можно хотя бы так: ![]() В древе Сефирот Каббалы дважды в роли "Массы" выступает плавающая Сефира Даат, то есть для первой триады (Кетер, Бина, Хохма) Даат - есть воплощение, сублимация низшей триады (Гебура, Хесед, Тиферет). Для Гебура, Хесед, Тиферет вторая Даат - воплощение следующей триады (Ход, Нецах, Иесод). Для Ход, Нецах, Иесод четвертым элементом (Массой) становится Сефира Малкут - символ Луны, материального мира. ![]() ![]() ![]() Проще это понять, особенно для тех, кто далек от Каббалы, на примере из жизни. Атомы в нашем представлении являются кирпичиками окружающего мира, хотя сами по себе являются чем-то невероятно сложным и более того - непредставимым. Законы, действующие внутри атомов, молекул и сложных соединений, совершенно не соотносятся с законами нашего мира. И хотя в нашем восприятии мир, сформированный из этой массы атомов-кирпичиков, в первую очередь материален, весом, вещен, вполне правомерна и другая точка зрения: все вокруг - только результат взаимодействия, наложения, смешения и т.д. электромагнитных полей разной длины. То есть, каждый Низший мир в представлении Высшего - только набор кирпичиков, масса. "Кирпичики" появляются и исчезают, сохраняя при этом некую общую тенденцию, которая и создает иллюзию устойчивости мира. И хотя все это выглядит очень далеким от жизни, на самом деле может иметь вполне практическое применение. Ну, для начала отметим, что исчезают многие противоречия и неопределенности, которыми изобиловала и изобилует наша жизнь, превращая нас самих в существ неопределенных и противоречивых. Например, со школьной скамьи известна байка про двух древнегреческих философов. Один доказывал другому, что в мире не существует движения, что Мир статичен. Второй в качестве аргумента стал расхаживать перед первым и размахивать у него перед носом руками. История стала классической и даже приобрела поэтическое выражение (кто уж выложил ее в стихах, не помню). Мы восхищаемся оригинальностью доказательства, хотя, как это ни парадоксально, правы оба. Стоит вспомнить, что частота пульсации атомов - 1 000 000 000 000 000 000 000 раз в секунду, о чем уже говорилось. Следовательно, в каждое такое мгновение мир - совершенно неподвижен. Это только голографический кадр, срез. С другой стороны, само восприятие уже есть движение и не может существовать воспринимающего этот кадр сознания вне самого этого кадра. Значит, прав второй. Теперь легко понять феномен ясновидения древних ли Сивилл, Нострадамуса или Эдгара Кейси. Кадры существуют не только в прошлом, но и в будущем. Совсем как кадры киноленты. Сидя в зале, вы наблюдаете их последовательное развертывание, но они уже существуют! Размотайте бобины, выложите ленту по кругу, встаньте в центре: все перед вами, от первых титров до надписи "Конец фильма". На практике вы так же можете поступить с собственной жизнью! Все, что нужно для этого, - отодвинуть собственное сознание за "киноленту". Кстати, этим приемом широко пользуются последователи НЛП и сайентологии. Чтобы избавиться от врожденных или приобретенных комплексов, хотя сфера приложения данного метода может быть значительно шире. Можно уже иначе взглянуть на интуитивно понятный принцип буддизма: все течет, ничто не остается на месте. Или осознать, что именно имел в виду Гаутама Будда, объясняя последователям, каким является сознание совершенного человека. Как иллюстрацию он нарисовал следующую схему: ![]() Совершенное сознание есть точка пересечения этих противоположностей. Вертикаль достаточно понятна, чем же является горизонталь? Ее можно условно назвать Непознанное, в терминах шаманизма - Нагваль. На левой половине с участием того, что есть Вы и не-Вы одновременно, на правой даже без Вашего малейшего участия. Опять же очень условно это можно описать как: ни выпячивание собственного Я, ни полное уничтожение его, утрата среди прочих; ни попытка навязать Непознанному что-то, ни полное растворение в Непознанном и Непознаваемом. И в то же время, в совершенном сознании все это присутствует. Посмотрев на крестики выше, легко понять возникновение исторического казуса. Иисус из Назорета был распят на Т-образном кресте, а символом распятия стал четырехконечный крест. Причина проста, отдельные христианские мистики и богословы ухватили идею четырехчастности окружающего мира, и идея в очередной раз победила историческую достоверность. В толкование, правда, была привнесена христианская дуальность - Мир Скорби или Мир Горний, Добро или Зло, Сатана или Бог, вместо философских Бытие и Жизнь, Анализ Синтез. Любопытно заметить, что и православный крест с косой перекладиной тоже появился из этих принципов и "вырос" из Каббалы. Давайте рассмотрим следующий рисунок: ![]() Может быть, это и не видно с первого взгляда, но перед нами - все то же Древо Сефирот. Точки пересечения вертикальной оси с горизонтальными линиями и окружностью - соответственно следующие Сефиры: Кетер, Даат, Тиферет, Иесод, Малкут. Точки пересечения горизонтальных линий с окружностью слева: Бина, Гебура, Ход; а справа: Хокма, Хесед, Нецах. Левая половина круга относится к сфере Анализа (в земном выражении - Ума), правая половина - Синтеза (в земном выражении - Любви). Теперь понятно и преобразование нижней горизонтальной линии в косую черту в христианстве. Ум ниже Любви. Нам еще только предстоит восхождение от Разделенности, Разобщенности, Умствования к Единению и Любви. Вот и получаем: ![]() Если все горизонтальные линии прямого восьмиконечного креста изогнуть вверх до уровня вертикали и высшей точки (Сефира Кетер), получим другой символ и атрибут богослужения - Семиконечный подсвечник. Строго говоря, символизм - настолько обширная тема и настолько мало освещенная в литературе, что заслуживает отдельного разговора, вот только нам предстоит перенести его на неопределенное будущее. Где это будет уместно, постараюсь объяснить и показать происхождение того или иного символа, а пока… Но от представления еще одного символа, в силу его актуальности, не могу удержаться. Это полумесяц. ![]() Перед Вами самая общая схема проявления Жизни. В точке Альфа Жизнь зарождается. Проходя фазу Ума, Анализа - множится, развивается в формах и видах осознания. В нижней части - максимальный расцвет, а Жизнь перетекает в фазу Любви, Сострадания, Синтеза. Пока не попадет в точку Омега, которая совпадает с точкой Альфа. Начало, соединенное со своим концом. Змея, кусающая себя за хвост, теософов. Разделите Альфу и Омегу и получите полумесяц: ![]() Возвышение одного начала над другим, Любви над Умом комментариев не требует. Мне невероятно нравится ассоциация с одним из рассказов Хорхе Луиса Борхеса "Сад расходящихся тропок". Представьте, что вы заходите через главные ворота в сад и устремляетесь по одной из тенистых тропинок, которые сворачивают в стороны, расходятся и расходятся. И кажется нет конца этой множественности, но в какой-то момент вы огибаете кусты и обнаруживаете, что вышли к главному входу. Туда, откуда начали свое путешествие. Вы вновь отправляетесь в путь, но в итоге опять оказываетесь у главного входа. Еще и еще. Результат - тот же. То же происходит с Мирами, Вселенными, Галактиками, Системами, людьми. Вот родился человек. Ум его развивается, мир вокруг него ширится и достигает максимума и полноты к 35-42 годам. В 42-49 начинается незаметный отход от пестроты и многообразия к покою и единению. А в 84 - цикл завершен. (Понятно, надеюсь, что это лишь общая схема, выявляемая общими статистическими методами.) Здесь, кстати, объяснению индийской традиции уходить из дома в лесные отшельники, араньяки, в канун пятидесятилетия. Как уже упоминалось, жизнь мужчины подчинена семи- и двенадцатилетнему циклам, а женщин - пяти- девятилетним. Но мы немножко ушли в сторону от четырехчастной структуры. Давайте попробуем сформулировать четырехчастный принцип. В нашем мире все, от идеи до материального объекта подчиняется действию четырех сил: Активной(бытийной), Пассивной(Масса, инерция), Разделяющей(Анализ) и Объединяющей(Синтез). Человек, сам не осознавая того, копирует действие этих сил и воспроизводит их в своем окружении. Примером последнего тезиса может служит устройство государства. В нормальном виде его схематическое устройство можно выразить так: ![]() Каждая их сил тянет "одеяло на себя", подчиняясь действию других ветвей только в меру необходимости. Баланс четырех сил и является основой стабильности государства. Каждая из этих ветвей власти в свою очередь тоже предполагает наличие четырехчастной структуры. Например: На всех этих схемах левая часть - принадлежит к сфере Анализа, руководствуясь принципом "разделяй и властвуй", а правая - Синтеза, с его "объединяй и здравствуй". Вертикаль в комментариях не нуждается. Если мои рассуждения покажутся вам притянутыми за уши, то достаточно обратить свой взгляд на устройства государств Древнего мира. Так, в Древней Индии (а в немалой степени и сегодняшней) выделялись четыре варны (неверно называемые "кастами") - браминов, кшатриев, вайшья и шудра. Брамины - духовенство, духовное водительство и ритуализация поведенческих импринтов, кшатрии - администрирование, воины, функция разделения, вайшья - торговцы, объединители, шудра - крестьяне, работники, масса (которую сегодня заискивающе именуют электоратом). В Месопотамии, Мезоамерике и других местах вы увидите то же самое. Т.е. люди помимо собственной воли, бессознательно копируют, воплощают в жизнь уже существующие модели. Несложно указать на действие этого принципа Четырех сил и в других сферах, от личных интересов отдельного человека до ООН. От микромира до Галактики. Во-от в чем причина такой "любви" к Четырем Пифагора и пифагорейцев! А вовсе не в какой-то там пресловутой мистике, как утверждают невежественные школьные учителя. Не хочется оставлять без внимания еще одну четырехчастную структуру, без понимания и применения в жизни которой нынешнее образование превращается в пародию на самое себя. Она вырастает из самой жизни. Речь идет о термине "цивилизация" как производном от понятия "культура". Однако по порядку. Индивидуация, осознание своего "Я" предполагает две формы взаимодействия: наружу и вовнутрь. Другими словами: постижение окружающего мира и конструирование его. Постижение его - есть прообраз философии, а конструирование - прообраз религии. Следующая фаза: взаимодействие "Я" с подобными существами. Это взаимодействие, в чем бы оно ни выражалось - совместной охоте, речи, товарообмене или другом - прообраз искусства. На этих трех "китах" - философии, религии и искусстве зиждется то, что определяют термином культура.Читать далее (ссылка пока не работает) С любовью к вам, Эль. ![]() |